Бум загородного строительства девяностых сыграл со многими новыми домовладельцами злую шутку: они даже не подозревают, что в их жилище заложена "мина замедленного действия". Опасность скрыта в неверной конструкции такого знакомого всем элемента сельского дома, как дымоход. Трудно поверить, но статистика МЧС неумолима: сотни жизней и миллионные убытки на счету возгораний и отравлений угарным газом из-за сбоев в работе дымовых труб. Как этого избежать?
Дым и труба: проблемы симбиоза
Сотни лет дымовая труба исправно служила человеку. Ее главная задача проста - обеспечивать тягу. Правда, при этом дымоходу приходилось постоянно выдерживать бешеный натиск огня и дыма, но люди давно научились разрабатывать надежные, успешно действующие системы. Постигнутые тайны печного дела казались гарантом успеха и при оснащении многочисленных, растущих как грибы, коттеджей современными котлами. Но тут обнаружилось, что новая техника требует иных технологий в строительстве. Об этом возникшие словно из небытия армии доморощенных мастеров, в том числе печников, берущихся класть все и вся, просто не могли знать. Строили по старинке. И не всегда удачно. А ведь типичными последствиями непрофессионального подхода могут быть такие неприятности, как срыв тяги и нестабильная работа топочного агрегата из-за неправильного подбора сечения, геометрии или вида дымохода; задымление жилого помещения и возможное отравление угарным газом из-за несоблюдения норм строительства и монтажа, а также - не дай бог! - пожар. Широкое применение труб из кирпича, как оказалось, не всегда согласуется с особенностями работы отопительных котлов. Конструкция и материал дымохода зависят, в первую очередь, от вида применяемого топлива и специфики функционирования отопительного агрегата. Но кирпичная печная труба и сейчас весьма актуальна, например, при сжигании твердого топлива (дровами топят камины и банные печи, углем - приспособленные к нему котлы). Тем более что кирпич традиционно хорошо сочетается с архитектурным обликом любого здания. Однако в большинстве случаев современное отопление жилых домов обеспечивают котлы, работающие либо на газе, либо на жидком топливе, или же комбинированные. При их использовании образуется гораздо больше водяных паров (1,6 л воды на 1 м 3 сгорающего газа), чем при сгорании, например, дров. И это кардинально меняет "условия жизни" дымохода.
При нормальной работе котла и прогретой дымовой трубе температура продуктов сгорания на входе в дымоход может достигать 150-200°С, а на выходе из его устья - 120-170°С, но тут водяные пары уже уносятся вместе с дымовыми газами в атмосферу. Однако если на внутренних поверхностях канала температура почему-то опустилась ниже значения так называемой точки росы, пар начинает конденсироваться и оседать на стенках в виде капель. Температура точки росы отходящих газов при сжигании газового топлива составляет 50-55°С, жидкого топлива - 45°С, древесины - 30- 50°С, угля - 25°С.
В холодное время года, если дымоход плохо утеплен, внутри него возникает повышенная конденсация влаги. Окислы серы, азота и углерода, образующиеся при сгорании топлива, соединяясь с парами воды, образуют кислоты и смеси кислот, что делает конденсат очень агрессивным. Дополнительную опасность это представляет как раз зимой - из-за попеременного замерзания и оттаивания влаги в верхних участках (в устье) трубы. Кислоты начинают активно разрушать кирпичную кладку (порой уже через 3-4 года) и в первую очередь швы, в которых появляются течи, а на стенах снаружи - желтые или черные потеки.
Сегодня строительство дымохода без учета особенностей работы котлов - признак непрофессионализма проектировщика. Высота и площадь сечения дымового канала напрямую зависят от вида топлива и мощности котла. Для их согласования существуют особые таблицы и графики. Помимо этого, приходится учитывать различные особенности действия отопительных агрегатов. Так, некоторые котлы оснащены закрытыми камерами сгорания, при работе которых в дымоходе создается небольшое избыточное давление. Значит, нужно обеспечить герметичность каналов, иначе риск пожара возрастает.
Многие модели котлов оснащены автоматическими горелками, которые для регулирования температуры воды действуют по циклу "запуск-нагрев-остановка-последующий запуск". Такой режим существенно меняет физические параметры отходящих газов. Их плотность и температура значительно ниже, а влажность, наоборот, выше, чем у "традиционных" продуктов сгорания, образующихся при сжигании твердого топлива. Соответственно, меняется и температура внутри дымохода. Следуя ритмам включений и отключений горелки, труба испытывает периодические нагревы и охлаждения. Продолжительность таких перепадов зависит от вида материала, из которого сделан канал, и от степени утепленности самого дымохода. Одни материалы быстро нагреваются и так же быстро охлаждаются, другие - наоборот. Чем быстрее поднимается температура стенок трубы, тем короче отрезок времени, в течение которого может образовываться конденсат.
Дымовые газы, отходящие от самых энергосберегающих, так называемых низкотемпературных, и особенно конденсационных котлов, попадают в дымоход при очень невысокой температуре - 110-130°С. Из-за этого в трубе образуется много конденсата - целый "ручеек", так что приходится даже оборудовать систему его обезвреживания и сброса в канализацию. К тому же, вследствие повышенной плотности дыма, в трубе порой не хватает тяги, и газы приходится проталкивать с помощью вентилятора (дымососа). А это значит, что трубу надо делать газоплотной. Поэтому низкотемпературные котлы часто продаются в комплекте с уже подобранным дымоходом.
Первыми с нынешними печными проблемами столкнулись Европа и Америка еще в 50-х годах прошлого столетия. А пионером в их решении стала тогда еще американская компания SELKIRK, которая предложила свой метод модернизации и санации кирпичных дымоходов. Решение оказалось простым и эффективным. Было предложено вставить внутрь дымового канала соответствующего диаметра трубу, сделанную из кислотостойкой стали, которая невосприимчива к воздействию конденсата.
Сегодня производство так называемых стальных модульных дымоходов стало мировой индустрией. Они применяются уже не только для модернизации существующих кирпичных труб, но и как самостоятельные вытяжные устройства для тех же каминов, печей и всех видов отопительных котлов при новом строительстве. Сейчас эти сооружения все решительнее теснят на крышах столь привычные нашему глазу кирпичные столбики. Более того, ряд производителей котлов просто оговаривают необходимость оснащения своей продукции современными модульными дымоходами.
В настоящее время семейство модульных дымоходов пополнилось изделиями из керамики, пластмасс и даже стекла. В выборе материала очень многое зависит от температуры отходящих газов. Напомним, температура дыма при неполном сгорании твердого топлива может доходить до 600°С и более, жидкого топлива - до 400°С, а "выхлоп" газового котла еще "прохладнее" - до 270°С.
Высокие значения температур нагрева хорошо выдерживают эмалированные и жаропрочные стали, керамика и традиционный кирпич. Для низких температур (до 120°С), помимо сталей и керамики, вполне приемлемы некоторые виды пластмасс (полипропилен и оливинилденфторид) и отдельные сорта стекла. Собственно, на применении вышеперечисленных материалов и базируется все нынешнее конструктивное многообразие дымоходов. Но самый традиционный материал - кирпич.
Классика жанра: кирпичный дымоход Кирпичная труба - сама по себе вещь монументальная, поэтому она требует соответствующего фундамента. Ее строительство начинается одновременно с домом; конечно, такое сооружение сложно демонтировать, невозможно перенести на другое место, трудно проводить в нем ремонтные работы. Несомненным достоинством грамотно сложенного кирпичного дымохода является большой срок службы. После соответствующей модернизации (с помощью модульного дымохода) он способен так же хорошо обеспечивать стабильную работу газовых и жидкостных котлов. Кирпичная труба сооружается на основании строгих расчетов. Сначала определяется сечение дымохода. Размерный ряд сечений кирпичных дымоходов начинается со 130 ? 130 мм (для печей с теплоотдачей до 3000 ккал/ч), затем следует 130 ? 250 мм (для печей с теплоотдачей до 4500 ккал/ч) и далее по нарастающей.
Ориентировочную площадь сечения можно определить по мощности топливного устройства из расчета около 8 см 2 на 1 кВт. Существует специальная таблица размеров дымовых каналов. Для камина, чтобы тяга была нормальной, сечение ствола дымохода должно составлять не менее 10% площади входного отверстия топки. Толщина стенок дымового канала обязана быть не менее 120 мм (наружная часть - не менее 250 мм). Внутренние поверхности не штукатурят, но тщательно удаляют из швов излишки раствора. При кладке трубы должны соблюдаться определенные требования к составу раствора. Известковый или известково-цементный раствор применяется для выкладывания стеновых каналов в пределах помещения, только известково-цементный - для каналов выше чердачного перекрытия и цементный - для кладки каналов выше кровли. Собственно, практически все требования и правила строительства кирпичных дымоходов подробно приведены в СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение", приложение 6 ("Отвод продуктов сгорания"), СНиП 3.03.01-87 "Правила производства и приемки работ. Каменные конструкции".
Высоту дымовых труб, размещаемых на расстоянии, которое равно высоте сплошной конструкции, выступающей над кровлей, или превышает ее, следует принимать:
• не менее 500 мм - над плоской или почти плоской кровлей;
• не менее 500 мм - над коньком кровли или парапетом при расположении трубы на расстоянии до 1,5 м от конька или парапета;
• не ниже конька кровли или парапета - при расположении дымовой трубы на расстоянии 1,5-3 м от конька или парапета;
• не ниже линии, проведенной от конька вниз под углом 10° к горизонту, - при расположении дымовой трубы от конька на расстоянии более 3 м.
Ниже места присоединения дымоотводящей трубы, проложенной от отопительного прибора к дымоходам, должно быть предусмотрено устройство "кармана" с люком для удаления сажи.
Расстояние от наружной поверхности кирпичных дымовых труб до стропил, обрешеток и других деталей кровли из горючих и трудногорючих материалов следует предусматривать в свету не менее 130 мм, от керамических труб без изоляции - 250 мм.
Для модернизации кирпичных дымовых каналов сложной геометрии (с изгибами ствола), а также при строительстве новых дымоходов с недавних пор у нас применяется один интересный способ. Речь идет о технологии под названием Furanflex ("Фуранфлекс"). Суть его в следующем: в дымовой канал заводится гибкий рукав, изготовленный с применением синтетических смол и армированный стеклотканью (производитель - KOMPOZITOR, Венгрия). Затем по концам он заглушается, а через один конец нагнетается горячим паром. В результате нагрева рукав "надувается" и, облегая стенки, заполняет собой либо весь внутренний объем кирпичного дымохода, либо его часть - если нужно уменьшить сечение дымового канала. Под действием тепла смола затвердевает (полимеризуется) и через 2 - 4 часа получается гладкая, герметичная внутренняя поверхность дымового канала, не боящаяся коррозии и способная работать при температуре дымовых газов до 250°С. Такие рукава выпускаются длиной до 52 м и диаметром 100-500 мм. По данным фирмы FINELINE, такая пластиковая облицовка под ключ обходится около € 70 за 1 пог. м при диаметре 150 мм.
Модульные дымоходы Сегодня выражение "модульные дымоходы" охватывает широкий спектр моделей заводской готовности, выполненных из разных материалов, хотя первоначально (лет 25 назад) этот термин относился только к стальным дымоходам типа "сэндвич". Современные конструкции производятся из разных сталей, жаростойкого алюминиевого сплава, керамики и пластмасс, а также из комбинации этих материалов. Между собой такие модели различаются довольно значительно. Все разновидности модульных дымоходов объединяет лишь общий принцип сборки трубы из отдельных конструктивных элементов.
Важное свойство модульных систем - возможность легкой стыковки вручную с обеспечением надежной плотности соединений. Соединение модулей у разных типов дымоходов, разумеется, разное. Металлические модульные элементы стыкуются по раструбной или байонетной схеме, пластмассовые - при помощи простых насадных муфт, стеклянные - посредством герметика, керамические - на клее-герметике или на цементном растворе.
Сегодняшние модульные дымоходы - это своего рода "универсальные солдаты", способные служить на любом участке "дымоходного фронта", поскольку они совместимы практически со всеми видами отопительных агрегатов. Пластмассовые и стеклянные модульные системы используются за рубежом пока только с низкотемпературными газовыми котлами. Но и по этим материалам, что называется, "процесс пошел", и несомненно, что в скором будущем они появятся и у нас.
Тяга - это разрежение воздуха в участке канала (в трубе), под действием которого создается направленный дымовой поток. При естественной тяге движущая сила возникает из-за разности в плотности отходящих газов и наружного воздуха. Чем больше эта разность, тем лучше. Однако чрезмерная тяга невыгодна экономически, так как ведет к ускоренному сгоранию топлива. С другой стороны, для улучшения горения принято увеличивать высоту дымовой трубы, но до разумного предела, поскольку чем выше труба, тем большее сопротивление испытывают дымовые газы. Виной тому трение о внутренние стенки и возникающие завихрения при изменении направления движения. Поэтому, например, круглое сечение дымохода будет благоприятнее для хорошей тяги, нежели квадратное, а прямоугольное - самое невыгодное. Кстати, чрезмерно большое сечение трубы тоже снижает тягу: газы выходят с малой скоростью и успевают охладиться, их плотность повышается, и тяга падает.
Стальные модульные дымоходы По массовости применения, по числу вариантов исполнения (количество размерных рядов, комплектация, конструктивно-сборочные решения, внешнее оформление) и по числу фирм-изготовителей стальные модульные конструкции далеко опережают другие разновидности модульных дымоходов.
Они бывают трех видов:
• одностенные (одноконтурные, однослойные), выполняемые либо из нержавеющих жаропрочных сортов сталей ("нержавейки"), либо из эмалированной нелегированной стали;
• двухстенные (двухконтурные, утепленные - с утеплителем между наружным и внутренним контурами);
• гибкие (в виде гофрированного шланга), ограниченной номенклатуры.
Металлические двухстенные дымоходы не совсем "двухстенные": конструктивно они представляют собой трехслойный "сэндвич". Внутренний контур - цилиндр из коррозионно-стойкой нержавеющей стали, наружный - просто из нержавеющей, реже оцинкованной стали или из меди. Пространство между цилиндрами заполняется негорючим, не выделяющим при нагреве никаких газов или веществ утеплителем. Чаще это базальтовая вата Rockwool, хотя применяют и другие материалы, например кремнеорганическую вату Supersil ("ЭЛИТС"), базальтин (FINELINE, ROSINOX), перлитный песок (НИИ КМ). Толщина теплоизолятора чаще всего составляет 25-30 мм, и этого достаточно, чтобы температура на наружной оболочке не превышала 80°С. Но существуют изделия с толщиной 50 мм и более (до 100 мм). Одностенный дымоход представляет собой модуль одинарного стального цилиндра определенной длины (чаще 250, 500 и 1000 мм). Кроме непосредственно модулей, имеющих вид трубы, в комплектации входят колена, отводы, конденсатосборники, опорные элементы, муфты и т. п.
Все модульные дымоходы имеют стандартизованные размеры внутренних диаметров - 80, 100, 115, 120, 130, 140, 150, 160, 180, 200, 225, 250, 300, 350, 400, 450 мм. Промышленные дымоходы могут иметь диаметры до 1000 мм. Подбор сечения задает размер выходного патрубка отопительного котла. Рабочие температуры (в зависимости от марки стали и толщины стенки) находятся в пределах 400-600°С. Трубы из эмалированной стали предназначены для котлов, каминов и печей, работающих на твердом топливе. Дымоходы из "нержавейки" хороши для оснащения жидкотопливных и газовых котлов. Одностенные конструкции используются для внутренней установки, двухстенные со слоем изоляции - универсальны. Они допускают как навесной монтаж на фасаде дома, так и внутренний - с проходом через этажи здания без ущерба для интерьеров. Для этого производители предлагают модули с матовыми, полированными и зеркально отделанными поверхностями. Эти дымоходы производят такие зарубежные фирмы, как RAAB, SCHIEDEL, BERTRAMS (все - Германия), JEREMIAS (Германия-Польша), SILKIRK (Великобритания-Германия), HILD (Франция-Германия), F.F.BOFILL (Испания), а также отечественные "ЭЛИТС", FINELINE, НИИ КМ, ROSINOX, "ИНЖКОМЦЕНТР", "РТБ-ТЕПЛОСЕРВИС".
Стальные дымоходы обладают многими достоинствами. Они не боятся воздействия конденсата. Могут монтироваться внутри существующих дымоходов (при модернизации), а также внутри и снаружи здания как отдельно стоящая конструкция. Выпускаются в достаточно широких диапазонах размеров по внутреннему диаметру дымового канала и толщине материала трубы, что обеспечивает их совместимость со всеми топочными системами. Комплектуются широким ассортиментом дополнительных устройств, позволяющих монтировать дымоходы под ключ. Имеют малую массу, не требуют специального фундамента, обеспечивают высокую скорость монтажа, декоративны. К их недостаткам относятся невысокая самонесущая способность и склонность передавать шум. Ахиллесова пята "нержавейки" - нелюбовь к соединениям галогенов. Галогены содержатся в строительных лаках, клее, аэрозолях, поэтому сжигать в вашей печке предметы, содержащие эти материалы, не рекомендуется.
Самое важное свойство нержавеющих металлических модульных систем - химический состав металла дымохода. Западные и лучшие российские производители применяют только высоколегированные нержавеющие стали аустенитного класса, стабилизированные титаном. Такие стали кислотостойки и жаропрочны. Это позволяет поставщикам давать на свои дымоходы гарантию 10 лет. Что касается "сэндвичей" с наружной трубой из "оцинковки", то их дешевизна вряд ли компенсирует сокращенный срок службы изделия (иногда 3-5 лет, если установлен снаружи).
Гибкий дымоход скорее можно считать отдельным конструктивным элементом класса модульных дымоходов. Он чаще всего применяется совместно с другими модулями как одностенных, так и двухстенных конструкций - в качестве компонента ствола дымохода в местах искривлений его оси. Иногда эти модули используют для модернизации старых кирпичных труб. Их делают либо одностенными, свивая тонкую ленту из "нержавейки" или алюминия, либо двухстенными - из "нержавейки". Первые бывают гофрированными и более гибкими, чем вторые, но их трудно очищать от сажи. Применение алюминиевых труб ограничено температурой 270°С.
Керамические модули Керамические модульные системы (их еще называют трехслойными дымоходами) ныне переживают второе рождение. Из обычных керамических труб они трансформировались в удобные утепленные "кубики" сборочных блоков. Последние у разных производителей имеют неодинаковые габаритные размеры. В центре кубика расположен дымовой канал - огнеупорная керамическая труба из шамота (толщиной до 15 мм). Это внутренний контур. Средний контур - утеплитель из минеральной ваты, а внешний, наружный образуется боковыми гранями, сделанными из легкого бетона. Между слоем изоляции и бетона предусмотрены пустоты (каналы), обеспечивающие проветривание изолирующего материала, предупреждающие его увлажнение и потерю основных свойств. В конструкцию заложены сквозные металлические прутья (или оставлены места для них), пронизывающие всю вертикаль устройства для придания системе конструктивной жесткости и прочности. Обычно из трех кубиков с отверстием 149-160 мм формируется примерно 1 м трубы. Рабочая температура керамики - 400-600°С (в зависимости от толщины материала внутреннего контура). Такие дымоходы применяются для всех типов котлов и каминов и могут проходить как внутри здания, так и снаружи. Круг их поставщиков ограничен: SCHIEDEL, RAAB, TONE SCHORNSTAINE, HART (все - Германия) и HONKA HORMI (Финляндия).
Чем примечательны керамические модули? Они отличаются высокой самонесущей способностью, не боятся воздействия высоких температур и конденсата, удобны и технологичны в монтаже, обладают лучшими значениями показателей противопожарной безопасности и даже перекрывают утвержденные нормы. Но при этом они характеризуются значительной массой (от 80 кг на 1 пог. м), а значит, требуют соответствующего фундамента, ограничены в ассортименте дополнительных устройств (патрубков) и требуют дополнительных металлических комплектующих для подсоединения к топочному агрегату.
Сейчас "керамика" берет новую высоту. Например, фирма SCHIEDEL предлагает систему Keranova для санации старых дымоходов, работающую как при разрежении, так и при наддуве, а еще систему Uni, в которой есть двухходовые модули с отверстиями для двух дымоходов и комбинированные модули с каналами для построения вентиляционной шахты (гарантия 30 лет). Поскольку такие модули легко располагать в любом нужном месте помещения, они заметно упрощают строительство нового дома и позволяют без существенных затрат инженерно дооборудовать старое здание. Система Quadro дает возможность создать коаксиальный дымоход для котлов с закрытой камерой сгорания и выводить из них дым на крышу, а не на стены, под окна. В таком дымоходе уличный воздух проходит через кольцевой зазор между внутренней шамотной трубой и наружной бетонной оболочкой, подогреваясь теплом отходящих газов, что повышает эффективность сгорания топлива. Кстати, подобные по назначению дымоходы, но выполненные из нержавеющей стали, выпускает отечественная фирма ROSINOX под маркой Tripleks, в модуле которой конструктивно объединены двухстенный и одностенный компоненты.
В качестве гибридного варианта двухстенного стального и трехслойного керамического дымохода можно принять конструкцию, у которой внутренний контур выполнен из нержавеющей стали, а наружный - из легкого бетона. Применительно к модульным дымоходам позволительно утверждать, что достоинств у таких систем явно больше, чем недостатков.
Следует помнить, что далеко не все нержавеющие стали являются одновременно и жаропрочными. На строительных рынках нержавеющие дымоходы предлагаются в изобилии, но уточнять марку стали необходимо всегда. В российской классификации к стойким нержавеющим сталям относятся марки с большим процентным содержанием хрома, титана и никеля, например такие, как 10Х18Н9Т, 12Х18Н10Т, 10Х23Н18. В США это стали марок AISI 316L, AISI 310S, в Европе - класса EN 1.4404 , EN 1.4539, EN 1.4845.
Сборка стального модульного дымохода Трубу модульного дымохода из нержавеющей стали можно скомплектовать всего из 6-8 наименований сборочных модулей. Основной сборочный элемент - это, конечно, трубы, из которых собирается сам ствол дымохода. Обычные стандартные длины таковы: 250, 500 и 1000 мм. У некоторых производителей допускается осуществлять резку трубы до нужного размера, но у большинства - нет.
Ствол дымохода либо непосредственно надевается на выходной патрубок отопительного устройства (надсадной вариант), либо отстоит от него на некотором расстоянии и присоединяется к нему с помощью соответствующего набора модулей, таких, как тройники, отводы, иногда - гибкая труба (настенный монтаж). Хотя масса собранного ствола не очень уж велика, тем не менее он должен на что-то опираться. Для этого применяют опорные консоли, опорные патрубки и пластины. Ассортимент таких элементов разработан у каждого производителя. Подбираются они исходя из массы дымохода, его высоты и конструктивных особенностей расположения. Так как модульный дымоход не является в достаточной мере самонесущей конструкцией, его необходимо дополнительно крепить к стене направляющими хомутами.
В нижней части собираемого дымохода предусматривается установка элементов ревизии, конденсатосборник, также могут применяться нейтрализаторы отводимого или собранного конденсата. Все необходимые изгибы ствола выполняются с применением соответствующих колен или гибкой трубы (комбинированное исполнение). Использование гибкой трубы для присоединения ствола дымохода к топочному устройству позволяет компенсировать тепловое расширение и немного загасить механические шумы, порождаемые вибрацией. Для борьбы с последними применяют также особые шумоглушители. Для надежной стыковки модулей используются стяжные хомуты, но некоторые модели обходятся и без них - там применяется байонетная схема соединения. Кроме стяжных хомутов, могут также понадобиться соответствующие крепления ствола дымохода к стене или внутри существующей кирпичной трубы, когда проводятся работы по модернизации всей дымоотводящей системы. Крепежные элементы могут иметь различное исполнение у разных производителей, но в любом случае их количество определяется рекомендациями поставщика. Проход через кровлю требует особого внимания. Здесь применяются специальные элементы с фартуками, изготовленными из свинца, меди, оцинкованной или нержавеющей стали, которые рассчитаны на разные углы ската и являются универсальными для любого покрытия кровли. Фартук обеспечивает герметизацию места прохода трубы и возможность теплового расширения. Зазор между самой трубой и обхватывающим ее патрубком заделывается термостойким герметиком, который гарантирует надежную гидроизоляцию места стыка и возможность теплового расширения трубы в этом месте. Таких герметиков на рынке предостаточно, например RTV от DONEDEAL (США), "Пентэласт" от "ПЕНТА ЮНИОН" (Россия) и др.
Наконец, крыша "пройдена". Невысокая труба (1,5-3 м от уровня крыши) может стоять независимо - как самонесущая конструкция. При большей высоте применяют либо поддерживающую консоль, либо обыкновенные растяжки. Как заключительные элементы готового дымохода используют конусный оголовник, антиветровой дефлектор и противодождевой колпак. Кроме этих основных элементов, могут применяться и различные дополнительные модули: вентилятор дымоудаления, шумоглушитель, клапаны обратной тяги и т. п. Монтаж большинства из них диктуется особенностями отопительного агрегата.
Модернизация классики Несколько сложнее происходит процесс сборки дымохода, когда речь идет о модернизации существующей кирпичной трубы. После определения необходимого количества сборочных модулей их начинают сращивать непосредственно на крыше и, по мере сращивания, опускать в ствол трубы. К тому времени в ее нижней части уже должно быть подготовлено своеобразное окно, через которое производится "подключение" опущенного вниз дымохода к топочному котлу. Одновременно подготавливается опорный модуль (его вариант выбирается в зависимости от конструктивных особенностей места расположения). Для фиксации собранного модульного дымохода в шахте кирпичной трубы по мере сборки и опускания применяют распорные элементы (распорные хомуты). При наличии колен и изгибов в процесс модернизации включается гибкая труба соответствующей длины, которая позволяет пройти искривленные участки (в местах искривлений делают вскрытия дымового канала).
Об очень важном - о ценах Различие в стоимости модульных элементов у разных производителей может достигать 25-30%. Очень многое здесь определяют марка и толщина применяемых сталей, вид стыкового соединения и даже местоположение торговой точки. Стоимость модульных дымоходов от российских производителей (при условии применения импортной стали) будет немного ниже - на 15-20%.
Цена довольно сильно возрастает (до 60%) при увеличении толщины листа и толщины изолятора (до 80%). Наведение блеска на поверхности обойдется в добавочные 5%.
Пожарная безопасность Пожарная безопасность дымохода - необходимое условие его эксплуатации. Она начинается с правильного выбора самой конструкции и места ее установки при грамотном монтаже силами специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию.
Так как рабочая температура внутреннего контура трубы должна выдерживать на испытаниях температуру в 1000°С (температура сгорания сажи) в течение 30 минут, очень важно избегать покупки несертифицированной продукции или подделки. Понятно, что дымоход, изготовленный из нежаропрочных сортов стали, рано или поздно приведет к пожару или проникновению в помещение угарных газов. При строительстве дымохода также необходимо соблюдать все рекомендации по теплоизоляции горячей поверхности трубы в возможных местах контакта с возгораемыми материалами. Следует помнить, что то же дерево при длительном контакте с горячей (100°С) поверхностью становится склонным к самовозгоранию. Поэтому для наружной поверхности трубы установлен верхний потолок температуры 90°С, а в случае примыкания к сгораемым материалам - 85°С. После завершения монтажных работ представитель Пожнадзора должен убедиться, что все противопожарные нормы соблюдены полностью. И хотя при использовании двухстенных дымоходов меры защиты от пожаров будут заранее приняты даже с некоторой перестраховкой, все нормы должны соответствовать положениям, разработанным для кирпичных труб, поскольку дымоходы типа "сэндвич" в СНиПах не указаны. Особое внимание уделяется наличию лицензий у организаций, производящих монтаж, а также самой "сертифицированности" дымохода и проверке газоплотности соединений.
Надеемся, теперь наши читатели согласятся с утверждением, что в современном доме (элементом которого и является дымоход) надежность и безопасность работы топочного устройства в значительной степени зависят от грамотного выбора конструкции дымовой трубы и ее монтажа.